На Закарпаття приїхав блогер із Росії шукати міфічних бандерівців (ФОТО)
Олександр Ричков, блогер із Росії, приїхав до найзахіднішого обласного центру України, щоб знайти міфічних бандерівців.
У своєму блозі він розповів про перебування на Закарпаття та про свої враження від поїздки в область. У скороченому вигляді публікуємо мовою оригіналу.
В общем, пришло время самого главного поста про славный город Ужгород и Закарпатье вообще в разрезе современной украинской политики. Сегодня мы шукаем бандеровцев, знакомимся с местным политическим колоритом, заглянем в гости к местному "Правому сектору" и поговорим на тему гражданского активизма в условиях областного центра самой маленькой и самой западной области Украины.
Первый и, на мой взгляд, самый важный момент Закарпатья в том, что это самый многонациональный регион Украины вообще. Я не могу припомнить ни одну другую область Украины, где было бы представлено такое множество этнических групп: украинцы, русские, русины, венгры, словаки, цыгане, румыны и многие другие. В силу своего географического положения регион с незапамятных времен оказывался на пути миграционных потоков, а Карпатские горы неоднократно служили естественным географическим разделом для установления государственных границ.
Очевидно одно - Ужгород и Закарпатье вообще - это с культурной и этнической точки зрения 100% европейская территория. Не смотря на то, что с 1946 по 1991 год регион входил в состав СССР, такое явление, как "совок", здесь вообще не ощущается. От самих ужгородцев я не раз слышал: Ужгород - это не Украина и не Россия тем более, это - Восточная Европа. По моим личным ощущениям, Ужгород более европейский город, чем даже Львов.
Для примера - типичная улочка в центре города. Куча кафешек, ресторанов, старинные здания, католический собор с вкраплением одного новостроя.
Собственно, сам Евросоюз тут буквально под боком: от границы города до границы Словакии каких-то полкилометра:
А вот и все, закончилась Украина. Впереди - граница.
А вот и оно: окно в Европу. Ближе фотографировать уже нельзя. Хотя я почти в упор подошел к шлагбауму и сделал пару кадров, после чего поимел неприятный разговор с украинскими пограничниками. Кстати говоря, этот КПП - только для тех, кто на колесах, пешеходу сюда нельзя. Нужно иметь велосипед.
Благодаря своей близости к Европе ужгородцы не понаслышке знают о том, как там живут люди, каков там уровень сервиса, какое там вообще отношение к людям. Многие здесь имеют долгосрочные визы Венгрии и Словакии, нередко - паспорта (не смотря на то, что это запрещено законами Украины). Поэтому вы можете сколь угодно убеждать их в ужасах "загнивающего Запада" - они сами все своими глазами видели и будут смотреть на вас либо как на идиотов, либо пропагандонов.
Единственную претензию к ЕС, которую я тут услышал - это пресловутые права сексуальных меньшинств. Дело в том, что Закарпатская Украина - это край весьма консервативных нравов, где до сих пор принято всей семьей ходить по воскресеньям в церковь.
Кстати, о церкви. Их тут - полное разнообразие. В одном городе спокойно уживаются православные (в основном РПЦ МП), греко- и римокатолики, протестанты (реформаты, баптисты, адвентисты и т.д.), мормоны, есть синагога (до ВМВ евреи составляли треть населения города). Мне до сих пор интересно, как местные решают вопросы, на ком жениться, в какой церкви венчаться, где крестить детей.
Как я уже говорил, с этнической точки зрения тут полное разнообразие. Исторически эти земли входили в состав Киевской Руси, Великого княжества Литовского, Венгрии, Трансильвании, Австро-Венгрии, Чехословакии, СССР-УССР. Сам Ужгород считается одним из древнейших городов Украины.
Если говорить именно о славянском населении края, то, с одной стороны, некоторая часть славян здесь жила еще до прихода венгров и впоследствии послужила основой для формирования специфических местных славянских этнических групп: бойки, гуцулы, лемки, полещуки. Нередко их именуют одним названием - русины. О теме русинов будет несколько позже.
Русские и украинцы из остальной части УСССР активно переселялись в послевоенное время, однако следует заметить, что к тому времени край уже осознал себя как Украину и даже успел побывать самостоятельным государством в течение трех дней.
На снимке памятник президенту Карпатской Украины Августину Волошину в Ужгороде.
А вот, собственно, примеры агитации времен автономии-республики, представленные в экспозиции местного музея на территории Ужгородского замка.
Обращаю внимание на специфический диалект, отраженный в языке.
Теперь о русинах. Во времена СССР и в современной Украине местное славянское население принято считать украинским. Однако на этот счет есть и другая версия, и в свое время имелось достаточно сильное движение, которое рассматривало русинов как самостоятельный славянский народ.
По словам местных, данная идея в настоящее время не имеет много сторонников. Мне сказали, что на весь город, по сути, было два активных сторонника русинского национализма, один из которых сейчас сбежал в Россию после того, как на него было заведено уголовное дело, а другой, настоятель православного собора Воздвижения Креста Господня, в настоящее время притих.
Местные говорят, что тема русинского национализма в основном стимулируется из Москвы как часть политики Кремля в отношении Украины. Насколько помню, эту тему неоднократно поднимали с теоретической точки зрения пропутинские спецы от геополитики, например обитатель ЖЖ putnik1.
А как же бандеровцы, наверное, спросят многие. Действительно, в создании многих россиян и даже жителей юга и востока Украины, Закарпатье - это такая же "западенщина", как и Львов. Увы, мне прийдется развеять эти иллюзии. Закарпатье - это Закарпатье, совершенно особенная область Украины. Никаких формирований УПА и ОУН здесь никогда не было. А галичан, как говорят, весьма недолюбливают.
Тем не менее, как мне рассказали, парочка идейных бандеровцев на весь Ужгород таки есть. Первый - Олег Дыба, местный предприниматель, главный редактор издательства "Закарпаття online". Как говорят, чуть ли не прямой потомок самого Степана Бандеры. Второй - редактор газеты "Трибуна", Павел Федака. Причем между собой они, мягко говоря, не дружат. Не зря мне говорили, что самый лютый хохлосрач начинается, когда встречаются украинцы вроде как бы одних взглядов, но с небольшой, но для них весьма существенной разницей. В данном случае - "свидомые".
А как же "Правый сектор", спросите вы? Да, он тут имеется, и с его активистами я имел возможность близко познакомиться. На снимке ниже - их палатка на Театральной площади в Ужгороде.
Из разговоров с представителями местного "Правого сектора" я сделал вывод, что именно в Закарпатье их движение имеет в основном национально-патриотический и антикоррупционный характер. Именно они примотали к позорному столбу начальника чопской таможни в конце февраля после того, как сбежал Янукович. Или не так давно водили зампрокурора области на площадь для "разъяснительной работы". Также они открыли дачу Медвечука в Закарпатье, которую несколько дней назад они передали властям. Сама передача, как говорят, была забавной - была написана от руки расписка о передаче. Понятное дело, что никакой законно оформленной процедуры для этого не было предусмотрено.
Отношение местных к подобным инициативам "Правого сектора" неоднозначное. Одни полностью одобряют их действия (но таких я встретил немного), другие рассматривают их как возможную, но не самую лучшую альтернативу бездействию силовиков, третьи полностью против таких полузаконных или вовсе незаконных методов.
Помимо этого, как мне рассказали, "Правый сектор" занимается патриотическим воспитанием молодежи, действуем поисковый отряд. Причем уважением пользуются и захоронения советских воинов тоже.
Кстати говорят, в центре Ужгорода есть мемориал героям Великой Отечественной войны, который находится в очень хорошем состоянии, все могилы чистые и прибранные, так что память советских воинов пользуется уважением.
О венграх. Исторически их в крае живет очень много, наверное, после русских и украинцев это - третий по численности этнос в регионе. В принципе, Венгрия имеет определенные виды на Закарпатскую Украину, так как она много веков была ее частью. Венгерское правительство неоднократно выделяло субсидии для региона, визы, как говорят, получить проще, чем словацкие или польские, а если ты докажешь, что у тебя кто-то из предков был венгр - так тебе еще и гражданство дадут.
Кстати говоря, многие таблички в городе дублируются на двух языках, один из которых запросто может быть венгерским. Мне встречались, например, объявления сразу на трех языках (русский, украинский и венгерский).
С языковой точки зрения край тоже очень интересный. По моим наблюдениям, в городах сейчас говорят преимущественно на украинском, который достаточно близк к официальному, однако чем дальше от городов, тем причудливей говоры. Пару лет назад мне довелось ехать в поезде с двумя хлопцами-заробитчанами из глухой закарпатской глубинки в Москву. Так вот, их даже проводница-украинка не вполне понимала.
Среди местных нередки люди, которые знают три-четыре языка и хорошо разбираются в местных карпатских диалектах.
Я думаю, что многих заинтересует вопрос, притесняется ли русский язык в Закарпатье? Ответ простой - нет. В таком многонациональном регионе, где все заинтересованы в мирном совместном существовании, языковой дискриминации просто не может быть. Да, за последние 20 лет количество русских школ сократилось с 5 до одной. Но исключительно по естественным причинам - недобор. Часть русскоговорящих после распада СССР просто уехала, часть предпочла отдавать детей в украинские школы.
Кстати, на фото ниже - сохранившиеся надписи на чешском времен вхождения Закарпатской Украины в состав ЧСР на правах автономии.
С политической точки зрения меня всегда интересовало, почему Закарпатье голосует не как остальная Западная Украина: за Януковича, за Партию регионов. Причины, как мне объяснили, две:
Многие зависит от отношения национальных общин и того, за кого они решили голосовать.
Местным удобнее голосовать не за партию, а за личность, поэтому не важно, регионал ли политик, либо он из "Батькивщины" или "Свободы", главное, чтобы избиратели его хорошо знали.
Последний фактор, по всей видимости, обусловлен тем, что население региона невелико в целом. Однако среди населения Ужгорода значительная часть поддерживала ЕвроМайдан или относилась к нему с симпатией. Другое дело, что региональные власти были лояльны Януковичу и Партии регионов.
Кстати говоря, именно в Ужгороде я впервые за этот год нашел следы той, Помаранчевой революции. Как это трогательно: Ющенко и ребенок. Политтехнологи - молодцы!
Кстати, именно в силу того, что местные хорошо знают друг друга и живут компактно, в течение всего Майдана обострений не было. И даже штурм ОДА 19 февраля был похож на "товарищеский матч": отковыряли несколько камней из мостовой, потолкались с милицией, выбили для вида пару дверей и окон, в итоге менты сказали, что хватит, ребята, мы вас пропускаем, только ведите себя спокойно.
Титушек не было. Были "подставки под флаги", роль которых нередко выполняли местные цыгане, так что получалось весьма комично. Типа цыгане - за Януковича.
В итоге никого не поубивали и даже не покалечили. Пришли из местного музея сотрудники, вернули картины, которые в свое время чиновники забрали в кабинеты ОДА "на время".
Отдельный запрос к новой власти со стороны виноделов. Дело в том, что при Януковиче были введены непомерные для небольших винодельческих хозяйств акцизы, в результате они не имели возможность полноценно реализовывать свою продукцию. В качестве выхода они придумали организацию дегустационных залов, где вы можете попробовать местное вино и приобрести его "попробовать" в любых количествах. В принципе, я видел палатку закарпатских виноделов на Рождественской ярмарке во Львове, но нигде более мне они не попадались за пределами Закарпатья. А ведь регион с точки зрения виноделия имеет большие перспективы, особенно в свете котовасии с Крымом. Я лично местное вино пробовал - оно отличное. Даже домашнее у бабуль.
А вообще в Ужгороде и Закарпатье в целом - очень спокойно. Нет ни потрясений, ни "бандеровского" национализма, которого боятся многие в России. Так что приезжайте! В этом году туристов ожидается не так много, так что отдых будет и бюджетный, и спокойный. Природа тут, скажу я вам, - обалденная!